Середина прошлого столетия была тем временем, когда фильмы снимались для миллионов, и влияние их на эти массы было поразительным. По этой причине к поиску образа главного героя, способного вдохновить на достойную жизнь множество людей, в те дни относились достаточно серьезно. Имидж настоящего человека, который живет где-то рядом с каждым из нас, созданный Алексеем Баталовым, помогал не одному поколению зрителей находить в себе эти зерна человечности и пытаться взращивать их.
Этот большой Человек ушел. Но вместе с нами остаются его работы, которые мы можем смотреть и которых стоит размышлять, в очередной раз удивляясь его гению. Давайте и сегодня вспомним фильмы, ставшие художественным отражение эпохи, в которой жил Алексей Баталов.
«Большая семья»
Картина появилась на экранах в 1954 году, став одной из лучших экранизаций романа «Семья Журбиных». Режиссер Иосиф Хейциф сумел собрать замечательных актеров, среди которых ярко выделялся молодой 25-летний парень, игравший потомственного рабочего судоверфи Алексея. Фильм поднимал такие важные темы, как честь семьи, достоинство профессии и ее традиций. И через 60 лет это кино смотрится легко и непринужденно.
Молодой герой Алексея захватывал зрителей своей любовью к мыслительному процессу, легкой самоиронией и критичностью, а также потрясающим обаянием. В то послевоенное время его новый интеллектуальный герой стал настоящим открытием, но как показала дальнейшая история, это был лишь маленький старт потрясающего пути. Кстати, в Каннах все актеры фильма «Большая семья» получили награды от жюри. Таким образом, Баталов дебютировал и на международном уровне.
«Дело Румянцева»
В следующем году вышел фильм «Дело Румянцева», который по-настоящему сделал Баталова любимцев миллионов. Герой актера являлся шофером-дальнобойщиком, вовлеченным в незаконную ситуацию с ворованным товаром. Водитель не подозревал, что перевозил краденое, и по сценарию фильма ему с большим трудом приходится это доказывать.
Борьба за личное достоинство стала новым направлением в тогдашнем советском кино, где проблемы и нужды коллектива всегда превозносились над личными неурядицами. И конечно Баталов с его уникальными внешними данными и мощнейшей индивидуальностью не мог быть вором и подлецом. А как же его герой любил? Это просто необходимо видеть!
«Дама с собачкой»
Еще одна совместная работа с режиссером Иосифом Хейфицом. До сегодняшних дней считается одним из лучших чеховских фильмов. Героя Баталова можно было сравнить с потоком холодной живительной воды в раскаленной и безжизненной пустыне, настолько сильно контрастировало его умное и интеллигентное лицо, способное к глубоким чувствам и страданию, на фоне пошлого материализма окружавшего его со всех сторон. Невообразимо реальной и вызывающей выглядела запретная любовь его Гурова и Анны Сергеевны, которую в фильме сыграла Ия Саввина.
Именно Баталов открыл Саввину для кинематографа, ненароком увидев ее игру в одной из постановок театра МГУ. Их совместная работа формировалась довольно сложно, но итог был прекрасен. Нежная, искренняя и интимная работа, без намека на пошлость, имела революционное влияние в советском задекларированном обществе. Она показывала исцеляющую силу настоящего искусства, которого так отчаянно мало и в наши современные времена.
«Москва слезам не верит»
Фильм Владимира Меньшова уже давно стоит особняком на фоне множества других не менее талантливых работ советских режиссеров. И дело не только в огромной всенародной любви и признании заокеанских кинокритиков, вручивших своего «Оскара» за эту ленту. Объяснить феномен «Москвы» до сих пор очень сложно. Но слесарь Гоша стал на долгие годы визитной карточкой актера и вывел его карьеру на новый невообразимый пик популярности.
Авторы фильма искали рабочего-аристократа, мыслителя и философа, способного завоевать уверенную в себе директрису большого предприятия. Кандидатура Баталова подходила на подобную роль практически идеально. Но было несколько затруднений. Герой был на десять лет моложе, чем Алексей, тогда ему было около пятидесяти, да и сам актер вначале отказался от участия, ссылаясь на тотальную занятость.
Но потом все-таки все срослось. И, как позже признавался сам режиссер, присутствие на рабочей площадке такого интеллигентного человека, как Алексей Баталов, вносило серьезные коррективы в окончательный образ Гоши. Вместо хамоватого мужика, каким его представляли сценаристы, зрителям представал мужчина, умеющий брать на себя ответственной, быть главным и определять правила игры.
Владимир Меньшов много раз вспоминал ту естественную легкость, которую он испытывал в работе с Баталовым. Он вносил свою необъяснимую, но легко ощутимую ауру, от которой было очень сложно оторваться. Актера любили зрители, для которых он творил свои гениальные образы, и он вновь возвращал им эту любовь своим искренним и неуловимым обаянием. Ему удалось оставить после себя высококачественную коллекцию ролей и фильмов, которая для нас навсегда остается свидетельством гениальной эпохи, носящую имя Алексея Баталова.
Сергей Черышев
Источник: VladTime.Ru
16.06.2017 19:22