​Легенды шпионского Токио

Историк Александр Куланов рассказал владивостокцам о героях своих книг — разведчике Зорге (1895–1944), спортсмене Ощепкове (1892–1937), писателе Киме (1899–1967)

Автор и его книги


В 2016–2018 гг. в издательстве «Молодая гвардия», выпускающем легендарную серию «Жизнь замечательных людей», вышли биографии Романа Кима, Василия Ощепкова и Рихарда Зорге, написанные Александром Кулановым — московским историком, востоковедом, автором ряда книг о Японии. В сентябре Куланов побывал в гостях у Японского центра во Владивостоке и рассказал о героях своих книг — профессиональных разведчиках, незаурядных личностях.

Об Ощепкове: «Черный пояс, стягивающий Россию и Японию»

— Тема спецслужб меня не интересовала никогда. Я не историк спецслужб, не служил ни в одной из них. Меня интересовали люди. Я не ищу героя в наградных колодках и погонах. Мне интересно найти человека с нестандартным мышлением, который, если перефразировать Толстого, думает, что он — бильярдный кий в руках судьбы, а не шар под ударами этого кия. Но оказалось, что люди, которые меня интересуют, так или иначе связаны с какими-то тайными организациями. Пришлось в этом разбираться. Это восточники, люди неординарные, многие из них — ваши земляки. Я сегодня, проходя мимо здания бывшего Восточного института на Пушкинской, поймал себя на том, что у меня мурашки идут по телу. Для меня это почему-то святое место.

Ощепковым же я заинтересовался в 1990 году. Я был курсантом военного училища, старшиной сборной училища по рукопашному бою, и прочитал в журнале «Советский воин» статью об основоположнике самбо. Служба в «Красной армии» не располагает к глубоким размышлениям, но я, еще служа в армии, заинтересовался Василием Сергеевичем Ощепковым настолько всерьез, что предпринял первые усилия для начала работы над его биографией. Срок моего исследования дела Ощепкова составляет уже 20 лет. По счастью, о нем писали и до меня. Замечательный историк боевых искусств Михаил Николаевич Лукашёв написал об Ощепкове книгу. Он застал ельцинскую архивную оттепель, когда можно было прийти и получить документы в архиве, который сейчас нельзя даже называть.

Занимаясь Ощепковым, я так сильно увлекся Японией, что бросил армию, стал журналистом, потом поехал в Японию учиться и остался на этой стезе до сих пор.

Что я вам хочу сказать сегодня? Меня глубоко травмируют некоторые вещи, которые непрерывно пишутся об Ощепкове. В журнале, вышедшем к Восточному экономическому форуму (официальный журнал ВЭФа-2018, выпущенный фондом «Росконгресс». — Ред.), — очередная статья об Ощепкове ровно с теми же ляпами, которые были 15 лет назад. Я не понимаю, как это происходит. Почему человек находит в интернете самый старый материал и бесконечно его переписывает? Это какая-то конфуцианская логика, что ли, — чем древнее, тем истиннее? Автор одной из таких статей однажды у меня спрашивал: «Где в Киото находилась православная семинария, в которой учился Ощепков?» (на самом деле он учился в Токио. — Ред.). Я отвечаю: «Нигде, не было в Киото православной семинарии». — «Была-была, я точно знаю»… Откуда такая убежденность? И вот в этом журнале ВЭФа — снова семинария в Киото! А невероятная тяга сделать Ощепкова японским гражданином? Это уже патология какая-то: пишут, что он родился на северном Сахалине, но так как южный Сахалин был оккупирован Японией, то он стал гражданином Японии. Где причинно-следственная связь? Меня учили в школе, что должна быть логика. Здесь ее нет: родился на северном, поэтому жил на южном… В 2011 году мы с коллегами выступали в Екатеринбурге на круглом столе по Ощепкову. Всё рассказали — как он жил, как погиб, и вот потом выходит человек и говорит: все было не так, его расстреляли из пулемета в камере Бутырской тюрьмы…

Неудивительно поэтому, что у меня было желание написать и издать биографию Ощепкова — биографию в некотором смысле каноническую, потому что она должна была выйти в культовой серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия». Написать быстрее, чем это сделает журналист, считающий, что Василий Сергеевич был гражданином Японии. Я успел, книга издана. Там, в этой книге, есть ошибки, я знаю. Давайте их исправлять, но не фантазируя, а опираясь на документы — я только за! И я рад, что эта работа продолжается. Именно она привела меня сегодня во Владивосток. Завтра в рамках ВЭФа состоится конференция российских и японских историков, на которую мне посчастливилось быть приглашенным. Я буду рассказывать об Ощепкове как о «черном поясе, стягивающем Россию и Японию». Будем снова исправлять ошибки — никуда пока от этого не деться. И свои, и чужие.

О Киме: «Его книги — шифровки»

— Что касается книги о Романе Николаевиче Киме, вышедшей еще до «Ощепкова» в той же серии ЖЗЛ, — там была другая мотивация. Это даже не полузабытый, а, наверное, забытый писатель (уроженец Владивостока, Ким стоял у истоков советского шпионского романа и даже «подарил» Юлиану Семёнову образ Штирлица. — Ред.).

Когда мы взялись за написание книги о Киме… Я говорю «мы», хотя фамилия на обложке стоит моя, потому что на самом деле в ней собран труд очень многих людей. Здесь сегодня присутствует первооткрыватель современного кимоведения — историк Алексей Михайлович Буяков (председатель Приморского отделения Русского географического общества. — Ред.). Он первым написал биографию Кима — короткую, но благодаря ей хоть что-то можно было начать, и прислал мне массу материалов, не вошедших в его публикацию.

При этом «Ким» — книга до сих пор не оконченная. Ее уже можно, но при этом еще рано переписывать. Когда-то я ее очень не хотел писать. Настоял на этом мой старый добрый приятель Алексей Михайлович Горбылёв (историк, востоковед, журналист. — Ред.), которому самому было некогда этим заниматься, и он давил на меня: напиши книгу про Кима, он связан с ниндзя. Мне же не хотелось писать ни про Кима, ни про ниндзя, но вот один материал появился, потом второй, третий, какое-то расследование пошло…

Обычно доклады о Киме я начинаю одной и той же фразой: «Единственное, что мы точно знаем об этом человеке, — то, что 14 мая 1967 года он умер. Абсолютно все остальное в его биографии — дискуссионно». У меня есть копии трех документов о его рождении на три разные даты, с 1897 по 1899 год. Все документы — подлинные, получены еще до революции… Как с этим разбираться? Не хотелось… Но однажды…

Известно, что его похоронили на Ваганьковском кладбище, но найти там старую могилу, если это не Высоцкий и не Есенин, очень сложно. Мне удалось найти человека, который хоронил Кима и ухаживает за его могилой. Мы встретились — пожилой человек, его родственник. Пока шли от метро до кладбища, я рассказывал все, что знал о Киме. Дошли до могилы, он показал мне памятник, потом достал из кармана целлофановый пакет, развернул его и вынул курительную трубку: «Это трубка Романа Николаевича, полвека назад он мне ее завещал перед смертью. Я ее хранил в надежде, что она кому-то понадобится. Вижу, что понадобилась». Он мне ее прямо там, на могиле отдал. И после этого я уже просто не мог не написать книгу. Пришлось разбираться в этой истории, но до конца разобраться не удалось, детектив не окончен. Книга вышла два года назад, с тех пор у меня набралась вот такая папка новых материалов о Киме, которые запутали дело еще больше.

Когда же книга писалась, отдельные куски я в виде статей публиковал и вывешивал в ЖЖ. Мне начали писать люди из-за границы, которые в некоторых направлениях знали биографию Кима лучше, чем я. Еще одного специалиста нашел в Москве — женщину, которая сказала, что у нее хранится часть архива, имеющего отношение к Киму, но она его не покажет. Я пытался договориться, она сказала: «Вот если бы я могла на конференции выступить и об этом рассказать, тогда да». Я пошел в Институт Дальнего Востока РАН: давайте проведем конференцию под вашей эгидой. В мае 2016 года мы провели в Москве первую конференцию, посвященную творчеству Романа Николаевича Кима, на которую съехались кимоведы из Франции, США, Южной Кореи, Японии, естественно, и наши соотечественники. Были потрясающие доклады, открылись вещи, которых я не представлял. Например, один японский доклад был посвящен проблеме юмора и психоанализа по Фрейду в творчестве Кима — мне даже в голову не мог прийти такой поворот.

Роман Ким, по имеющимся на сегодня данным, — первый человек, который рассказал о ниндзя на неяпонском языке. Это случилось в 1926 году, слова «ниндзя» еще не было — было слово «синоби». Я имею в виду комментарии, написанные Кимом к книге Бориса Пильняка «Корни японского солнца». У них отдельный заголовок — «Ноги к змее», то есть «то, что не нужно». Эти комментарии — самостоятельное произведение, в том числе о ниндзя.

При этом поначалу как писатель Ким мне совершенно не был интересен. Но чем больше я о нем узнавал, тем сильнее становился интерес и к его книгам. Я понял, что его книги — это шифровки, настоящие шифровки, в которых он хотел нам что-то сказать, а мы до сих пор не понимаем что.

Его книги, к сожалению, сейчас уже, наверное, нельзя читать как художественные произведения. Там слишком много идеологической зашоренности, они насквозь советские… Но их можно читать как шифровки. Зная фрагменты его биографии, я пытаюсь разобраться в том, что он хотел нам сказать.

Например, «Тетрадь, найденная в Сунчоне» — в ней есть потрясающие описания Токио 1945 года, сразу после поражения Японии. Сложно поверить, что человек писал это, находясь в Москве. Мы сличали его текст с японскими воспоминаниями — совпадает просто фотографически! Каким образом это получилось — для нас пока загадка.

Или «По прочтении сжечь» — история похищения японских кодов американскими разведчиками в начале Второй мировой войны. Там много говорится об искусстве кодирования и дешифровки. Мне удалось получить квалифицированное заключение наших специалистов в этой области, которые сказали, что никакого отношения к реальности это не имеет. Хотя Ким — не просто профессиональный разведчик. В начале 30-х он получил орден именно за вскрытие японского военного кода, за дешифровку! Все его книги — обман, через который надо продраться, и тогда мы узнаем что-то очень интересное.

Роман Николаевич Ким — человек настолько интересной судьбы, что невозможно было им не заняться. Я написал эту книгу, чтобы заинтересовать и себя, и других продолжать это исследование. Кажется, заинтересовал. Я вам открою секрет: у нас есть надежда, есть план провести вторую конференцию, посвященную жизни и творчеству Кима, на его родине — во Владивостоке, чтобы вы лучше узнали своего земляка. Поверьте, он этого заслуживает. Кстати, многие документы, которые могут пролить свет на тайну Романа Кима, хранятся во Владивостоке.

О Зорге: «Хотел бы молча выпить с ним пива»

— Наконец, Рихард Рихардович Зорге. Я до сих пор считаю, что книгу о Зорге надо печатать в нескольких томах, над нею должен был работать коллектив авторов. Именно поэтому, когда «Молодая гвардия» предложила мне написать его биографию, я сразу отказался и забыл об этом разговоре. Но вскоре поехал в Японию, там встречался с нашими соотечественниками, они мне задавали вопросы о Зорге. Я отвечаю, мне возражают: все было не так, он — пьянь, развратник, ходил по проституткам, они его и сдали… Я вернулся в Москву, позвонил в «Молодую гвардию» и сказал: я напишу книгу про Зорге, потому что не могу больше выслушивать все это. В получившейся книге на 656 страниц — 705 ссылок на документы, и это далеко не все. На некоторые рассказы я просто не могу сослаться, а писать «по воспоминаниям сослуживцев» — это дурной тон, нужны документы.

Была и еще одна проблема. Казалось, что Зорге — настолько замыленная фигура… Когда я сказал Александру Чанцеву (литературовед, японист, прозаик. — Ред.), что буду писать о Зорге, он спросил: а что ты можешь сказать о нем нового? Страшный вопрос для автора. Пришлось много копать, и он — герой, Зорге — стал мне интересен. Не как разведчик, а как человек. Однажды на презентации моей более ранней книги «Шпионский Токио», где была и глава о Зорге, ко мне подошла японская журналистка и спросила: если бы Зорге был жив, какой вопрос вы бы ему задали? Я опешил и сказал: никакой. Я бы хотел с ним молча выпить пива. Это фигура, глыба, необычный человек, неудобный…

Меня поразило то, насколько работа Зорге в Японии была непонятна его руководству в Москве. Они не понимали вообще, что происходит: кто этот человек, как он туда попал, что он там делает. Это было связано в том числе с тем, что с работой Зорге в Японии совпал период репрессий. Начальники, которые его туда отправляли, оказались расстреляны. Потом оказались расстреляны те, кто их сменил. Потом — те, кто сменил этих, и еще те, кто сменил тех, кто сменил этих. Потерялась вообще сознательная нить, определяющая роль резидентуры Рамзая в Японии. Каждый год в управлении — оно называлось 4-е, потом 5-е, Разведупр, потом ГРУ — составлялась биографическая справка на Зорге. Каждый год переписывались предыдущие справки и говорилось о том, что ему не может быть оказано полного доверия, потому что он поставляет информацию немецкой разведке. Это была правда, но что значит «поставляет информацию»? Есть разрешение, выданное Зорге 4-м управлением штаба РККА, то есть военной разведкой, передавать свои аналитические отчеты по ситуации в Японии немецкому послу и немецкому военному атташе. Он не сообщал немцам данных о России, тем более что не имел их. Он совершенно официально писал аналитические записки о Японии в немецком посольстве, у него там был отдельный кабинет и стол, это была должность прикрытия. Именно благодаря этому у него был такой источник информации, как посол Германии. В Москве знали, что он это делает, а в Берлине не знали, что он работает на Москву. Но руководство в принципе не понимало, что с этим делать. Он пишет: сейчас сложилась политическая ситуация… Знаете, есть в японском языке такое выражение — «ити го ити э» — «один миг, один шанс». То есть настал момент, когда можно оказать давление на кабинет принца Коноэ, чтобы было принято решение о начале Японией войны не на северном направлении, а на южном, то есть не против СССР, а против Великобритании и США на Тихом океане. Зорге об этом пишет, а в ответ получает шифровку из Москвы: «Приказываем вам методом личного обмера установить площадь авиазавода в Нагое»… Говорят, Зорге пил. Я бы еще и курить начал! Он в конце мая 1941 года передает в Москву данные о развертывании немецкой армии на рубежах СССР, а эти документы переводят только в конце сентября.

О памятниках и фильмах: «Лучше никак, чем плохо»

— У меня к вам, жителям Владивостока, вопрос: почему все называют это (монумент работы скульптора Петра Чегодаева и архитектора Анатолия Мельника, изображающий Василия Ощепкова, основателя дзюдо Кано Дзигоро и его ученика Хидэтоси Томабэчи, установленный во Владивостоке возле здания спортклуба ТОФ на Корабельной набережной, 21, где в 1914 году Ощепков открыл первую в России секцию дзюдо. — Ред.) памятником Ощепкову, хотя из трех фигур — двое японцев? Кано еще хоть как-то похож на себя. Томабэчи я никогда не видел, но точно такие же фигуры в японских городских парках изображают предков современных японцев. Что касается фигуры самого Василия Сергеевича, то я вам ответственно заявляю: это не он. Сходство только в том, что этот человек тоже лысый. Когда его ученики нашли фотографии юного Ощепкова, сделанные с 1908 по 1913 год в Токийской семинарии, надо было еще доказать, что это он. Есть документы судебно-медицинской экспертизы Министерства обороны, которая сделала анализ, сопоставляя десятки точек на снимках, и подтвердила: да, вероятно, это он. Если бы этим экспертам попался памятник на Корабельной, думаю, они отказались бы подтвердить, что это Ощепков. Другой вопрос: а где был зоопарк во Владивостоке в начале ХХ века? Куда бегал Василий Сергеевич смотреть на моторику амурского тигра (рядом с фигурами спортсменов изваяны два тигренка и написано, что Ощепков, создавая самбо, наблюдал за моторикой тигров; видимо, это открытие связано с тем, что спонсор установки памятника — центр «Амурский тигр». — Ред.)? Сколько лет мы боролись за памятник, но не могли предположить, что нам подложат такую свинью в виде тигра. Когда-то я считал, что даже плохой памятник лучше, чем никакой. Сейчас думаю, что, может быть, никакой лучше, чем плохой…

Давно уже ходят слухи о съемках фильма об Ощепкове. Насколько мне известно, сейчас они заморожены — после того, как сменили четвертого режиссера. В качестве сюжетной канвы взята повесть Олега Роя, интрига которой проста: два великих воина, Василий Ощепков и Виктор Спиридонов, пытаются создать лучшую на свете борьбу для сотрудников НКВД, но их разделяет любовь обоих к жене Ощепкова…

Вообще большая легенда о Спиридонове состоит в том, что он был участником Русско-японской войны, попал в плен, там овладел тайным искусством джиу-джитсу и научил сотрудников Лубянки секретным умениям останавливать взглядом птиц и возвращать пулю обратно в наган. Да, Виктор Афанасьевич Спиридонов действительно участвовал в Русско-японской войне, но полк, в котором он служил, отправился к театру военных действий поздновато, когда он приехал в Маньчжурию, война уже кончилась. Спиридонов награжден темно-бронзовой медалью «В память Русско-японской войны» (доехавшим до фронта давали светло-бронзовую). В плен он попасть не мог, джиу-джитсу изучал по книгам. Был человеком невероятно сильной воли — кадровый офицер, в Первую мировую он был тяжело контужен немецким снарядом, у него так тряслась рука, что на листе бумаги он мог уместить всего несколько слов. Он долго разрабатывал руку, возвращался к жизни. Замечательный был человек, но никогда не занимался подлинным джиу-джитсу и не очень понимал, что это такое. Полемика между Ощепковым и Спиридоновым была, Ощепков много раз предлагал встретиться представителям школ на ковре, но каждый раз Спиридонов отказывал. К началу войны школа Спиридонова развалилась, из нее все ушли.

Что касается сериала «Зорге», где Берия приказывает Клаузену следить за Зорге, а разъяренный Зорге выбрасывает своих агентов в окна… Я недавно встречался с человеком, который на этом фильме работал, он мне сказал: у нас вся съемочная группа молится, чтобы фильм никогда не вышел. Там в принципе не читали никаких документов. Но в каждом интервью режиссер Гинзбург говорит: «У нас фильм основан на документах». Ну что ж, подождем, посмотрим…

О мечте: «Открыть музей»

— За годы сбора материалов по Ощепкову, Киму, Зорге у меня накопилось много документов и даже некоторое количество личных вещей. У меня есть бредовая мечта (у человека обязательно должна быть мечта!) когда-нибудь открыть музей «Шпионский Токио».

№ 463 / Василий АВЧЕНКО / 18 октября 2018
 
По теме
Курсанты - Novostivl.Ru Время победителя составило 1 час 16 минут Фото: ВВО Сегодня во Владивостоке на полигоне морской пехоты ТОФ Горностай впервые прошел отборочный региональный этап конкурса "Курсантский бросок",
20.07.2019
 
Источник изображения: Театр драмы им. В.Ф. Комиссаржевской/официальная группа вк В ближайшие выходные в Театре Молодежи пройдет премьера спектакля по пьесе Николая Гоголя «Ревизор», сообщает DEITA.RU.
19.07.2019
Концерт - Novostivl.Ru Коллективы молодежного центра университета выступили с творческими номерами Фото: Анастасия Егорова В студенческом клубе "Паллада" сотрудникам и профессорско-преподавательскому составу вручили ведомственные,
06.07.2019
 
 
​Спасти СССР - Новая газета во Владивостоке О судьбе немецкого перебежчика, который в ночь на 22 июня сообщил советским пограничникам, когда начнется война 21 июня 1941 года в восемь часов вечера ефрейтор Альфред Лисков вошел в воду реки Буг и поплыл на восток.
27.06.2019
 
Лейтенантские погоны и морские кортики получили 133 офицера ‹ › Сегодня во Владивостоке на Корабельной набережной у мемориала "Боевая слава Тихоокеанского флота" состоялся 76-й по счету выпуск офицеров и мичманов Т
15.06.2019
 
На этот раз полиция открыла огонь резиновыми пулями по протестующим ‹ › В среду Гонконг погрузился в тотальный хаос, когда полиция применила слезоточивый газ и резиновые пули к демонстрантам,
13.06.2019
Курсанты - Novostivl.Ru Время победителя составило 1 час 16 минут Фото: ВВО Сегодня во Владивостоке на полигоне морской пехоты ТОФ Горностай впервые прошел отборочный региональный этап конкурса "Курсантский бросок",
20.07.2019 Novostivl.Ru
О судьбе немецкого перебежчика, который в ночь на 22 июня сообщил советским пограничникам, когда начнется война 21 июня 1941 года в восемь часов вечера ефрейтор Альфред Лисков вошел в воду реки Буг и поплыл на восток.
27.06.2019 Новая газета во Владивостоке
Самолёты - Novostivl.Ru По заявлениям военного руководства РК, самолёт вошёл в воздушное пространство Южной Кореи около островов Такэсима Фото: Reuters Военное руководство Южной Кореи говорит,
24.07.2019 Novostivl.Ru
В Севастополе рухнул лифт с людьми - 25-й регион Владивосток Следственный комитет начал проверку обстоятельств падения лифта с тремя пассажирами в Севастополе, — пишет rg.ru .
24.07.2019 25-й регион Владивосток
Фото: из официальной группы лагеря в ВК - КП Владивосток В Хабаровском крае могла повториться трагедия кемеровской «Зимней вишни» Елена СЕРЕБРОВСКАЯ 23 июля около трех часов ночи по местному времени на территории горнолыжного комплекса «Холдоми» вспыхнул пожар .
24.07.2019 КП Владивосток
Журналист «Комсомолки» несколько дней прожил в многострадальном сибирском райцентре и немного заглянул в неясное будущее города [видео] Алексей ОВЧИННИКОВ Уплыли тысячи домов … - Сергевна, у тебя хоть сыновья вон есть,
22.07.2019 КП Владивосток
День рыбака по-кавалеровски! - Кавалеровский муниципальный район День рыбака в Кавалеровском районе отмечают по-спортивному! В рамках этого праздника состоялись уже традиционные открытые соревнования по спортивной ловле рыбы «Песчанка 2019!».
23.07.2019 Кавалеровский муниципальный район
Цирк Гии Эрадзе во Владивостоке Фото: Анастасия ДОРОЖНЯК - КП Владивосток Шоу будут показывать до 1 сентября трижды в неделю Сергей БАЛАНОВ Анастасия ДОРОЖНЯК Продюсерский центр Гии Эрадзе привез в столицу Дальнего Востока «Королевский цирк», а вместе с ним 15 фур декораций, реквизита,
23.07.2019 КП Владивосток
19 июля в ДК «Восток» прошел IV межрайонный фестиваль – конкурс хоровых коллективов, посвящённый 74-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне - Дальнереченский городской округ В фестивале приняли участие  творческие коллективы и солисты из 7 муниципальных образований.
23.07.2019 Дальнереченский городской округ
Новый вокальный конкурс «Голос улиц» прошел в Пограничном районе. Его организатор – районный центр культуры и досуга.
18.07.2019 Газета Вестник Приграничья
Гость Владивостока, известный писатель — о войне и мире, идеологии и вере, Сталине и Есенине Участником прошедшего во Владивостоке фестиваля «Литература Тихоокеанской России» (ЛиТР) стал Захар Прилепин — писатель, публицист,
18.07.2019 Новая газета во Владивостоке
Форты и батареи Владивостока станут музеем-заповедником федерального подчинения.
18.07.2019 Новая газета во Владивостоке
Как сообщили изданию «Далекая окраина» в пресс – службе администрации Владивостока, уроженец Владивостока, спидвеист Артем Лагута в составе сборной России стал чемпионом мира.
23.07.2019 Газета Далекая окраина
Летом на крыше можно будет играть в мини-футбол, а зимой - кататься на коньках [фото] Егор ФАЛХВАДЗЕ Рынок на Спортивной приобретет новый облик – вместо хаотичных палаток появится большой торгово-развлекательный комплекс.
23.07.2019 КП Владивосток
Фото: из официальной группы лагеря в ВК - КП Владивосток В Хабаровском крае могла повториться трагедия кемеровской «Зимней вишни» Елена СЕРЕБРОВСКАЯ 23 июля около трех часов ночи по местному времени на территории горнолыжного комплекса «Холдоми» вспыхнул пожар .
24.07.2019 КП Владивосток
Самолёты - Novostivl.Ru По заявлениям военного руководства РК, самолёт вошёл в воздушное пространство Южной Кореи около островов Такэсима Фото: Reuters Военное руководство Южной Кореи говорит,
24.07.2019 Novostivl.Ru
Вопросы соблюдения прав граждан на бесперебойное предоставление коммунальных услуг надлежащего качества находятся на контроле органов прокуратуры  Прокуратурой города Владивостока проведена проверка по факту длительно
23.07.2019 Прокуратура Приморского края
27 июля 2019 года Хасанским РЭС филиала АО "ДРСК" "ПЭС" СП "ПЮЭС" будут проводиться плановые работы по монтажу грозотроса на линии электропередач 110кв "Давыдовка-Барабаш-Славянка".
23.07.2019 Славянское городское поселение
Управлением Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области подведены итоги работы по направлению фитосанитарного надзора с 12 по 18 июля 2019 года.
23.07.2019 Россельхознадзор