Очередь на Архипа Куинджи по сравнению с вчерашним днем выросла в полтора раза и значительно высунулась хвостом за дом номер 17, в котором «в разные годы жили разные известные писатели». В галерею вернули украденное полотно «Ай Петри. Крым», правда, стоящие в Третьяковскую галерею это не подтверждают. «Вранье!» - авторитетно уверяет мужик в конце очереди.
- С чего взяли? - интересуюсь я.
- С того, что я уже десятого человека провожу, а на стене, где картину сняли, как было пусто, так и пусто до сих пор.
- Вы перекупщик? - догадываюсь я.
- Вы журналист? - подозревает перекупщик. Стоять в длинной очереди не хочется, и я уверю, что просто зрительница. Перекупщик велит зайти в арку дома номер 17, куда приходит минут через пять. Просит перевести на карту 500 рублей и сует скрученную бумажку - электронный билет на имя Ларисы Мушкиной, купленный 29 декабря прошлого года. «Проходите по этому билету без очереди, если охранник спросит паспорт, отвечайте, что паспорт не носите. Когда попадете внутрь - покупайте в кассе новый билет за 500 рублей», - учит спекулянт.
«Не покупайте билеты с рук. Они могут оказаться недействительными», - предупреждают по громкой связи. «Я тут всегда, стою в конце очереди. Если что, придете морду набить», - говорит барыга на прощание и исчезает.
Все проходит как по маслу. Билет, судя по всему, старый, и проходили по нему не один раз, но штрих-коды охрана не сканирует, а паспорт не требует. Гардеробщицы ругаются, что нет свободных бирок. Ругаются на запале: «Мы уже три месяца в мыле». Не хотят принимать рюкзаки:
- У нас недавно рюкзак украли. Мы не будем принимать.
- Какой рюкзак? У вас же шубу украли, - возражает девушка с рюкзаком.
- Шубу уже нашли, - говорит гардеробщица. - Вот, висит который день, никто ее не забирает. Странная шуба.
Пейзаж Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» вернулся на выставку в Третьяковку, а вот смотрительницу зала, которая прозевала кражу, из галереи уволилиФото: Евгения КОРОБКОВА
Воспользовавшись передышкой, дама рассказывает, что шубы было две. Одну действительно похитили и до сих пор не нашли. Потом появилась информация, что нашли, но шуба оказалась вовсе не похищенной, а непонятно откуда взявшейся. Она-то и висит до сих пор. А та самая шуба исчезла. И рюкзак тоже исчез. К слову, в пресс-службе, попеняв на словоохотливых гардеробщиц, историю с шубами подтвердили, отметив, что ими до сих пор занимается полиция.
Бегу «в горы», туда, где висела заветная картина. Ничего не изменилось. Четыре картинки по паре друг под другом и пустота, на которой угадываются замазанный краской след от крючков и этикетки. Неужели обманули? В зале встречаю главного хранителя коллекции Татьяну Городкову. Она радостно улыбается. Делает широкий жест рукой. Как я могла пропустить? «Ай-Петри. Крым» висит на входе. На отдельной стеночке, огороженная столбиками с золотой тесемочкой и антибликовым стеклом.
- А у нас посетители тоже еще не заметили, что картина вернулась. И слава богу! - говорит Городкова.
Пока айфоны зрителей не очень нацелены на «Ай-Петри». Посетители еще не понимают, что заветный шедевр - тот самый. Фотографируются у картины мало. В основном около других шедевров и возле пустого места. Но когда кто-то внимательный приглядывается к этикетке - радости нет предела.
По словам главной хранительницы, решение о том, чтобы оставить картину, было принято после того, как Третьяковка посоветовалась с Русским музеем.
- А как же повреждения? - беспокоюсь я. - На картине ведь они после кражи появились.
- Действительно, повреждения есть, - соглашается Татьяна Городкова. - Это царапины. Они расположены по краям, видимо, остались после того, как вор отделял полотно от рамы.
Хранитель утешает: царапины неглубокие, и специалисты из Третьяковки, Русского музея, а также независимые эксперты, которых мы привлекали, вынесли вердикт - немедленного вмешательства реставраторов не требуется, картину можно снова выставлять.
Кстати, перед тем как картине вернуться на место, сотрудники галереи укрепили все полотна. Запросто снять их уже не получится. И не надейтесь.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Похититель картины Куинджи: Я собирался вернуть картину обратно. Мне просто надо было внимание к себе привлечь
Денис Чуприков признался правозащитникам, что и сам не понял зачем взял эту картину
Ограбление века, «Старики-разбойники — 2», как только не прозвали историю, произошедшую в прошлые выходные в «Третьяковской картинной галерее». А именно, неизвестный мужчина средь бела дня на глазах у изумленной публики взял и снял со стены драгоценное произведение искусства — картину «Ай-Петри» кисти Архипа Куинджи. И не просто снял, а еще и вынес за пределы музея. Украл! Слава Богу и уголовному розыску Москвы, похититель был тут же идентифицирован и пойман. Им оказался 32-летний Денис Чуприков. Что характерно, уроженец Крыма ( подробности ).
В ТЕМУ
Главные выводы по итогам кражи Куинджи: В Третьяковке на входе установят рентгеновские рамки, а на картинах - датчики
В понедельник, 28 января директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова и директор Департамента музеев Владислав Кононов выступили перед журналистами. Перед выходом к прессе чиновники совещались у министра культуры Владимира Мединского. Поводом для совещания стало похищение Куинджи (подробности)
КАК ЭТО БЫЛО
«Смотрители спохватились лишь спустя два часа после ограбления»: Очевидцы рассказали подробности кражи картины Куинджи из Третьяковки
По словам посетителей, возле пустого места не было даже смотрителя, а загораживать пространство при помощи стульев и подручных средств стали намного позже ( подробности )
КСТАТИ
Странные совпадения и вопрос со страховкой: что известно о похищении Куинджи в Третьяковке
27 январяв Третьяковской галерее произошло очередное ЧП. С выставки Куинджи, проходившей в Инженерном корпусе, похитили картину "Ай-Петри" Архипа Куинджи ( подробности )
Все картины Куинджи на время экспозиции в Третьяковке были застрахованы
Не все картины Куинджи были подключены к автоматизированной системе безопасности, поэтому во время кражи полотна «Крым. Ай-Петри» не сработала сигнализация. Первоначальная информация, что бесценные полотна не были застрахованы, не подтвердилась. На время выставки в Третьяковке страховое обеспечение поддерживалось якутской компанией «Стерх», которая выиграла аукцион в августе прошлого года. Соответствующий полис заключен на все время работы экспозиции с 1 октября 2018 года до 17 февраля этого года ( подробности )
ИСТОЧНИК KP.RU
Еще больше материалов по теме: «Кража картины Куинджи в Третьяковке»