Владивосток в кино СССР: от "немых" корейцев и утопии для Сталина до социальной драмы 90-х

В разное время в столице Приморья снимали фильмы о партизанских подвигах, катастрофах, романтических путешествиях (ФОТО)

Владивосток, 22 августа, PrimaMedia. Жизнь Владивостока и его жителей нашла широкое отражение в советском кинематографе. Многие режиссеры не раз приезжали снимать свои киноленты на Дальний Восток. Их привлекала интересная и героическая история края, а также романтичность дальнего уголка страны. О первых киносеансах и о съемках "немых" и звуковых фильмов в столице Приморья - в обзоре РИА PrimaMedia.

Владивосток стал одним из первых городов в России, где узнали, что такое кино. Летом 1897 года, всего через полтора года после изобретения синематографа братьями Люмьер, на пересечении улиц Светланская и Суйфунская (сейчас Уборевича) был открыт кинотеатр "Иллюзион". В то время кинотеатрами в России могли похвастать только Петербург и Москва. До 1920-х годов в "Иллюзионе" шли показы документальных кадров, а в 1927 году во Владивосток пришло художественное кино.

200 корейцев в "великом немом"

В конце лета 1927 года во Владивосток прибыла съемочная группа "Совкино" во главе с режиссером Валерием Инкижиновым. На станции "Океанская",  недалеко от фанерного завода, где находился рыбацкий корейский поселок, они снимали фильм о "Вор" по сценарию поэта-футуриста Сергея Алымова.

В качестве актеров выступили непрофессионалы - около 200 местных корейцев, подготовкой которых занимался сам Инкижинов. Он преподавал им основы актерского мастерства, а оператор познакомил актеров с краткой историей кино и технической стороной дела.

Фильм сняли почти за два месяца. За монтаж картины взялись здесь же, во Владивостоке, кинолабораторию устроили в здании гостиницы "Версаль". Она была оснащена профессиональными монтажными столами и барабанами для ускоренной сушки кинопленки. Впоследствии эту кинолабораторию в шутку назвали "Владивостокский Голливуд", поскольку группа Инкижинова оставила ее в подарок городу, и позже здесь монтировали другие фильмы.

К середине ноября 1927 года ра­боты над фильмом были завершены. Премьерный показ состоялся во Владивостоке 14 ноября, а его первыми зрителями стали корейцы. Картину приняли восторженно. В прокате фильм шел под названием "Вор", но, к сожалению, до наших дней он не сохранился, остались только кадры со съемок.

"Вор" стал первым и последним немым фильмом, в котором появился Владивосток.

Кино для "вождя народов"

С наступлением эры звукового кино Владивосток стал одним из первых городов, в котором начали снимать такие фильмы. Первым стал "Аэроград" (1935). Эту картину по личному заказу Иосифа Сталина снял мэтр советского кинематографа Александр Довженко. "Вождь народов" вызвал Довженко для беседы и посетовал, что "у нас совершенно нет кино о героическом Дальнем Востоке". Довженко намек понял и отправился на Дальний Восток.

Автор фото: скриншот видео
Кинофильм "Аэроград" сняли по личному заказу И.В. Сталина , Фото с места события из других источников

Съемки "Аэрограда" проходили на огромной территории. Довженко со съемочной группой летал на гидроплане, шел от  устья Амура до  Владивостока на  рыбачьем судне, заходил на  Сахалин, спускался в  шахты Сучана, ходил пешком по  таежным партизанским тропам.

Режиссер снял романтическую картину об идеальном городе, которого нет. В этом фильме воплощен главный мотив антиутопии того времени: Аэрограда нет, зато есть предатели и диверсанты, кулаки и старообрядцы, которые мешают строительству новой жизни. Довженко увлекся величественными картинами природы и образов Дальнего Востока, и снял картину о диком крае, действующие лица в которой не люди, а символы.

Сталину "Аэроград" понравился, и в середине 1930-х годов он направил сюда еще одну съемочную группу. Во Владивосток приехали братья Васильевы – создатели самого знаменитого советского блокбастера "Чапаев" . Они осмотрели край и выбрали материал для фильма о гражданской войне на Дальнем Востоке.

"Чапаев" вышел на экраны в день 17-й годовщины Октябрьской революции – 7 ноября 1934 года. Этот фильм был встречен "на ура" на всех уровнях: и на популярном, и на официальном. До конца 30-х годов картину в СССР посмотрели 50 млн зрителей.

Даже газета "Нью-Йорк Таймс" назвала "Чапаева" лучшим звуковым советским фильмом.

На время Великой Отечественной войны любые съемки фильмов на территории Владивостока прекратились. Город как важнейший стратегический пункт и транспортный узел ленд-лиза был закрыт для киношников.

Киноискусство идет на Восток

Первой советской послевоенной комедией стал фильм Юлия Райзмана "Поезд идет на Восток" (1947). Его действие начинается 9 мая 1945 года. В этот день от Ярославского вокзала отправляется курьерский экспресс "Москва-Владивосток", где в купе знакомятся главные герои картины: морской офицер, направленный служить на Тихоокеанский флот, и девушка, биолог, направленная на работу в Ботанический сад Дальневосточного отделения академии наук.

Это один из первых советских фильмов в стиле "road story" – все его действие происходит в пути, где герои переживают массу приключений.

Советская критика в пух и прах разнесла картину: для того сурового времени она казалась слишком легковесной. Впоследствии она была реабилитирована и вошла в золотой фонд советского кино.

Автор фото: скриншот видео
Советская критика в пух и прах разнесла картину "Поезд идет на Восток" , Фото с места события из других источников

В другом культовом послевоенном фильме, "Первая перчатка" (1946), главный герой - боксер Кругликов - тоже отправляется на поезде во Владивосток, но до пункта назначения не доезжает. В отличие от моряка из комедии Райзмана, он берет билет на курьерский поезд №1 после размолвки с любимой девушкой и мчится от несчастной любви через весь СССР. Впрочем, его порыва хватает только до Хабаровска, где он выходит и садится на встречный поезд "Владивосток - Москва".   

Автор фото: скриншот видео
"Первая перчатка" один из первых советских фильмов в стиле "road story" , Фото с места события из других источников

Внимание, кинематографическое цунами!

Настоящая волна кино докатилась до Владивостока в конце 1960-х годов и накрыла его с головой. В это время здесь сняли сразу несколько фильмов, ставших по-настоящему культовыми.

В 1967 году киностудия им. М. Горького решила отправиться на край страны, чтобы экранизировать роман Юлиана Семенова "Пароль не нужен" о похождениях легендарного Штирлица. По сценарию, главный герой Максим Исаев, бывший сотрудник пресс-службы адмирала Колчака, а ныне советский разведчик, приезжает во Владивосток образца 1922 года, где разворачивается последний акт гражданской войны и интервенции.

Автор фото: скриншот видео
Съемки фильма "Пароль не нужен" проходили летом 1967 года и стали самыми крупномасштабными в истории города, Фото с места события из других источников

Съемки фильма "Пароль не нужен" проходили летом 1967 года и стали самыми крупномасштабными в истории города. Для того, чтобы снять некоторые эпизоды фильма, главную улицу города - Ленинскую - перекрывали в районе площади Борцов революции и ГУМа, выделяли часть порта и арендовали ресторан гостиницы "Челюскин" (ныне отель "Версаль").

При этом тысячи владивостокцев снялись в массовых сценах, а на исполнителей главных ролей ходили смотреть, как на настоящих звезд. К тому же, роль Максима Исаева в фильме исполнил Родион Нахапетов – один из секс-символов советского кино. В прокате фильм был очень популярен, его посмотрели миллионы людей по всей стране.

1967 год был юбилейным в СССР – праздновалось 50-летие Великой октябрьской революции, и во Владивостоке сняли еще один фильм о гражданской войне "Сергей Лазо" . В отличие от "Пароль не нужен", он не стал событием, и после нескольких показов его сняли с ТВ-экранов "за низкий художественный уровень". Так ли это на самом деле, сейчас сказать сложно. Фильм снимал Александр Гордон-старший, а роль Сергея Лазо сыграл прибалтийский актер Региманас Адомайтис. Любопытно, что в этом фильме в качестве актера снялся молодой Андрей Тарковский.

Автор фото: скриншот видео
Фильм "Сергей Лазо" после нескольких показов был снят с ТВ-экранов "за низкий художественный уровень", Фото с места события из других источников

Кинобум 1960-х во Владивостоке продолжился с прибытием сюда в 1968 году съемочной группы режиссера Юнгвальда-Хилькевича. Режиссер, впоследствии прославившийся своими "Тремя мушкетерами" с Михаилом Боярским в главной роли, на тот момент снимал первый советский фильм-катастрофу "Внимание, цунами!" . Некоторые эпизоды фильма снимались во Владивостоке. Съемки проходили на сопках и на одном из фортов крепости, где жители укрывались от цунами. Владивостокцы вновь участвовали в массовых сценах и, когда фильм вышел на экраны, побежали смотреть на себя в кино. Премьера фильма во Владивостоке состоялась в 1969 году, в новом кинотеатре "Океан".

Аншлаг был полный: очередь за билетами занимали с шести утра, а во время сеанса владивостокцы внимательно вглядывались в экран, выискивая лица знакомых.

Автор фото: скриншот видео
Первый советский фильм-катастрофа "Внимание, цунами!", Фото с места события из других источников

В 1970 году в СССР сняли фильм, действие которого почти полностью происходит во Владивостоке. Это героический боевик "Сердце Бонивура" . Долгое время считалось, что часть фильма снимали в павильонах, а часть во Владивостоке, в кварталах легендарной "Миллионки". И лишь недавно исполнитель главной роли, Виталия Бонивура, Лев Прыгунов в одном из интервью рассказал, что фильм снимался в старых кварталах города Черновцы на Украине – родном городе режиссера Марка Орлова. Режиссер считал, что эти кварталы похожи на старый Владивосток и, действительно, некоторое сходство есть. Настоящий же Владивосток появляется только в начале фильма на общих панорамах.

Автор фото: скриншот видео
Героический боевик "Сердце Бонивура", Фото с места события из других источников

По воспоминаниям Льва Прыгунова, роль комсомольского вожака давалась ему нелегко. Он, выходец из семьи репрессированных священников, всегда недолюбливал советскую власть и являлся тайным диссидентом. Он уже хотел отказаться от роли, но кто-то из друзей посоветовал: "А ты играй так, как будто красные – это белые, а белые – это красные".

Только после этого роль у Прыгунова пошла. Фильм и сегодня смотрится, как приключенческий боевик, несмотря на его идеологическую составляющую.     

Гражданская война в фильмах о Дальнем Востоке

Некоторые советские режиссеры сняли во Владивостоке ни один фильм. Режиссер Юрий Гулюкин работал здесь над героико-приключенческой дилогией о гражданской войне "И на Тихом океане…" (1973) и "Поговорим, брат!" (1978). Съемки частично проходили на Шаморе, по воспоминаниям участников съемок, киногруппа больше отдыхала, чем работала, что отразилось на качестве фильмов.

Автор фото: скриншот видео
Режиссер Юрий Гулюкин снял во Владивостоке фильм о гражданской войне "Поговорим, брат!" , Фото с места события из других источников

Эдуард Гаврилов – режиссер одной из самых знаменитых лент, снятых во Владивостоке. Примечательно, что его первый фильм, "Путина" (1971) - производственную драму о рыбаках - сейчас уже мало кто вспомнит, зато второй фильм, снятый в 1981 году, "Владивосток 1918", остался в памяти у многих. Он посвящен все тем же – самым популярным в советском кино о Дальнем Востоке – событиям гражданской войны. Сюжет ленты строится вокруг фигуры председателя Владивостокского Совета Константина Суханова (эту роль исполнил Василий Бочкарев), погибшего в 1918 году от рук интервентов. В этом фильме так же, как в "Пароль не нужен" и "Внимание, цунами!", в массовке снялись сотни владивостокцев.

Автор фото: скриншот видео
Фильм "Владивосток 1918" посвящен событиям гражданской войны, Фото с места события из других источников

- Помню, что объявление о приглашении участвовать в массовке транслировалось по радио и телевидению. Прибыв в место сбора, я с трудом, через огромную толпу, пробился в костюмерную, где выбрал себе костюм гимназиста, - вспоминает один из участников съемок Сергей Корнилов.

Костюм был сшит из толстого зеленого сукна, а пуговицы были с двуглавыми орлами.

- Он мне очень понравился, но позже я его проклял. Дело в том, что съемки проходили на жаре, под солнцем, при температуре + 28, с меня семь потов сошло, прежде чем режиссер отснял около десяти дублей у гостиницы "Челюскин", - делится Сергей Корнилов.

Сцена, в которой играл Сергей, была простой: к отелю привозят Суханова, он выступает на митинге перед толпой с балкона, а затем массовка берет гробы с телами павших большевиков и несет их на кладбище. В теплом костюме под палящим солнцем Сергей тоже вызвался таскать один из гробов.

- Но зато в финале картины меня хорошо видно в красивом, зеленом  костюме гимназиста, - хвастается участник съемок.

Остросоциальные фильмы бурных 90-х

По мнению многих кинокритиков и обычных киноманов, самым успешным фильмом времен позднего СССР стала картина "Замри, умри, воскресни" . Режиссер Виталий Каневский в 1989 году написал к киноленте сценарий и поехал снимать его в Приморье. 

Съемки проходили в Партизанске и во Владивостоке на "Миллионке".

Каневский снял предельно жесткий, но при этом чрезвычайно романтический фильм о своем послевоенном детстве.

В 1990 году его увидел Никита Михалков и отправил киноленту на конкурс в Канны. "Замри, умри, воскресни" получил приз Каннского фестиваля "За лучший дебют", а в 1992 году Каневский снял продолжение – "Самостоятельная жизнь" . Сиквел на Каннском фестивале 1992 года получил специальный приз жюри. Сейчас Виталий Каневский живет во Франции и считается одним из мэтров европейского кинематографа, несмотря на то, что снял всего шесть фильмов.

Автор фото: скриншот видео
"Замри, умри, воскресни" получил приз Каннского фестиваля "За лучший дебют", Фото с места события из других источников

Последним фильмом, снятым во Владивостоке перед распадом СССР, стала драма "Мария Магдалена" . Можно сказать, что фильм снят в стиле модной на тот момент "чернухи". Однако история в киноленте кажется максимально правдоподобной. Сценарист и режиссер картины - выпускник Дальневосточного института искусств Геннадий Воронин. Сюжет у картины редкий или даже уникальный для советского кино: муж героини трагически погиб в море, и неустроенность в личной жизни приводит к тому, что постепенно она становится портовой шлюхой. При этом она и грешница, и святая. Главную роль в фильме сыграла популярная актриса Лариса Гузеева.

После этого фильма город начинает свою карьеру в современном российском кино.

РИА PrimaMedia открывает цикл статей о кинолентах, съемки которых проходили во Владивостоке. Столица Приморья нашла отражение в советском, российском, зарубежном кино и сериалах. Как показан Владивосток через объектив кинокамеры, чем привлекает он всемирных режиссеров, РИА PrimaMedia расскажет в цикле "Владивосток в кино".

 
По теме
Библиотека «Зеленый мир» приглашает всех желающих 31 марта в 12:00 на спектакль «Снежная королева» в исполнении юных актеров из нашей детской театральной студии.
4c487a0e95ce991c774ff0ddb180e015acbec1f4.png - Primorye24.Ru Полицейским не удалось попасть в квартиру, где находились юные стрелки Неизвестные устроили стрельбу из окна многоквартирного дома на улице Сельской во Владивостоке, сообщает РИА VladNews со ссылкой на Telegram-канал HARDКОРЮШКА.
Primorye24.Ru
Это письмо в редакцию «Вестника Приграничья» прислала наша читательница, жительница Приграничья.
Газета Вестник Приграничья
Лучших юных чтецов определили во Владивостоке - Администрация г. Владивостока Городской конкурс прошел во Дворце детского творчества Фото Дианы Лащенко Произведения известных поэтов и прозаиков в исполнении юных жителей краевой столицы звучали со сцены городского Дворца детского творчества.
Администрация г. Владивостока