​Звёздные осколки «Грустного дятла»

Режиссер из Владивостока Петр Старостин — о своих фильмах, «Мумий Тролле», «Меридианах Тихого» и планах

Петр Старостин — молодой владивостокский режиссер, создатель студии «Грустный дятел» — уже заметное имя в документальном кино. В 2015 году его короткометражка «Спасибо» вошла в программу Short Film Corner Каннского кинофестиваля. Два года спустя «Выпускной» Старостина попал во внеконкурсную программу фестиваля документального кино «Артдокфест».

На только что завершившихся «Меридианах Тихого» в программе «Сделано во Владивостоке» были показаны две документальные ленты Старостина.

Первая, существующая пока в короткой, семиминутной версии, называется «Лагутенко. Морской» и посвящена лидеру группы «Мумий Тролль», которому 16 октября, кстати, исполняется пятьдесят.

Вторая — «Осколки звезд сорвутся с неба и исчезнут» — в этом году попала в конкурсную программу «Артдокфеста». Этот «по-балабановски беспощадный» (определение «Медузы») фильм о жизни и смерти собственной матери, «ультраличная история» (определение самого Петра) вызывает реакцию в разбросе от «никому не советую смотреть» до «это должен посмотреть каждый».

Петр Старостин ответил на вопросы «Новой во Владивостоке».

О мумий-фильме: «Пока беру паузу»

— С Ильей Лагутенко мы познакомились в 2015 году на пресс-конференции во Владивостоке, где он сказал: вот бы нам найти классного местного оператора, который сделает нам фильм про V-ROX. Я поднял руку, мы поговорили. Я сделал фильм, его показали по MTV. В 2016-м я снова снимал V-ROX, не я монтировал, правда. А потом я узнал о том, что «Мумий Тролль» проводит тур, посвященный 20-летию альбома «Морская». Я написал Илье, что хотел бы снимать этот тур и сделать документальный фильм о группе. Каким он будет, пока не представлял — это документалистика. Мне важно было поехать, снять и дальше решать, что с этим материалом делать. Илья согласился: за свой счет — пожалуйста. Я за свой счет полетел на концерты в Питер и Москву, это было в марте 2017 года, отснял как сами концерты, так и закулисье. В августе, когда группа приехала во Владивосток, продолжил съемки. Потом начал шерстить facebook и обнаружил, что Роман Самоваров (директор магазина CD Land. — Ред.) выкладывает фотографии «Мумий Тролля» 20-летней давности. Я подумал, что у него могут быть не только фотографии, но и видеофрагменты, написал ему. Он ответил: да, есть около 20 VHS-кассет, сам не помню, что на них находится. Он передал мне кассеты, я их оцифровал. Там концерты на ТОФ 1997 и 1998 годов, запись альбома «Морская» в Лондоне, какие-то домашние записи — Бурлаков (музыкальный продюсер, автор текстов нескольких ранних песен «Мумий Тролля». — Ред.) моет посуду на кухне, Илья едет в метро, слушает каких-то британских музыкантов на рок-фестивале, у которых чувствуется вот это мурлыканье, стиль, который Илья заимствовал… Домашние записи в Москве, Питере, съемки клипов «Утекай» и «Кот кота», первые гастроли в Японии, какой-то концерт, где с Ильей пела Земфира… — всё подряд. Я начал работать с этим архивом и понял, что фильм можно построить таким образом: провести параллель между Ильей, который был в 1997–1998 годах, и Ильей современным, 20 лет спустя. Показать, как развивается рок-музыкант, где моменты, которые его формировали.

Я сделал семиминутный фильм на основе этих архивов и своих съемок. Илья посмотрел, но отреагировал так, что я не совсем понял, что он имеет в виду. Он мне написал, что нужен человек со свежим взглядом на историю «Мумий Тролля», а сам он — не любитель рассказывать истории, а артист музыкального жанра. Из чего я сделал вывод, что он все доверяет мне.

Я стал заявлять фильм на «Пасифик Меридиан», показал отборщикам, они говорят: давай мы покажем его на фестивале. Реакция на эту семиминутную версию на «Меридианах» была только положительная, мне задавали кучу вопросов: когда будет полная версия, как можно поучаствовать. Я ничего не могу ответить — сейчас все зависит от Ильи. Я планировал на planeta.ru или еще какой-то площадке запустить краудфандинг, собрать средства на достойный фильм, но, когда я об этом заявил на кинофестивале, видимо, кто-то это передал Илье, потому что он мне написал: к чему краудфандинг, при чем здесь «Пасифик», я против этого. Я не понял почему. До этого он вроде как дал добро. Мы зашли в творческий тупик. Илья сейчас больше занимается выпуском книги («фанбук», книга, написанная друзьями и поклонниками «Мумий Тролля», должна выйти в свет этой осенью. — Ред.), я — другими проектами. Показывать кому-то эту семиминутную версию он пока отказывается, просто не знает, что с ней делать. Я тоже не знаю. Он мне запретил ее публиковать или собирать деньги собственными силами. Поэтому пока я беру паузу. Не буду запускать краудфандинг, не хочу раздражать Илью своей активностью по поводу этого фильма.

Хронометраж полной версии я бы сделал либо минут 50, чтобы она «врезалась» в телевизор, где есть свои форматы, либо полтора часа, если это фестивальная история. Но еще нужно много сил и энергии потратить. Я планировал делать и ЗD-графику, и мультипликацию, брать интервью у бывших участников группы, снять Илью в Лос-Анджелесе, чтобы показать рок-музыканта не только за работой, но и в жизни… Но пока это все под вопросом. С учетом того, что постпродакшн достаточно сложный по звуку и компьютерной графике, наверное, минимальный порог суммы — где-то около миллиона рублей.

Об «Осколках звезд…»: «Интересно получить реакцию»

— Официальная премьера «Осколков звезд…» состоится на «Артдокфесте». В октябре пройдет Рижский международный кинофестиваль, в рамках которого Виталий Манский, президент фестиваля «Артдокфест», решил провести показ конкурсной программы. Сам «Артдокфест» должен пройти в Москве в декабре, но с ноября вступает в силу странный закон, по которому каждый фильм должен получить прокатное удостоверение, с прокатом будет все сложно. Вообще неизвестно, состоится ли фестиваль в Москве. Все-таки это Новый Арбат, кинотеатр «Октябрь», с каждым годом Манскому все труднее занимать его под такой независимый фестиваль, как «Артдокфест». Поэтому решили перестраховаться и посмотреть конкурсную программу в Риге. Фестиваль очень большой, приезжает много авторитетных людей, это будет международная премьера, после которой фильм, возможно, поедет по другим фестивалям. А здесь, во Владивостоке, была первая внеконкурсная премьера, скажем так, для своих. Мне было интересно получить первую реакцию. Фильм неоднозначный, резкий, бьет в самое сердце. Мне было важно понять, готов ли зритель такое смотреть, чтобы в Риге быть готовым защищаться. Резонанс есть, у людей фильм вызывает разные чувства. В основном отзывы положительные, говорят: «Спасибо, что затронули такую тему, не нужно об этом молчать». У многих людей — такая же история личная, для многих это тоже некая психотерапия. Это фильм-расследование, сделанный для того, чтобы разобраться в себе, закрыть какие-то свои комплексы и показать обычную семью — моих родителей. Я уверен, что в большинстве российских семей — подобные ситуации, но об этом не говорят, а я решил об этом рассказать.

О «Меридианах Тихого»: «Мы как-то на обочине»

— «Меридианы Тихого» — не тот фестиваль, где показывают премьерные фильмы, он никак не влияет на мировое кино, не является национальным фестивалем, как «Кинотавр», где проходят российские премьеры и рождаются звезды. Это культурное событие Владивостока, оно привлекает туристов, налаживает мосты с АТР.

В этом году на «Меридианах» была программа «Сделано во Владивостоке», которую, насколько я знаю, собрали как раз потому, что появился мой фильм. Но говорить о том, что во Владивостоке развиваются молодые режиссеры, — нет, пока этого не видно. Есть группки инициативные, они делают свое кино, как правило, достаточно наивное, оно публикуется в Youtube, но не вызывает резонанса, никак не участвует в повестке дня.

Мне наш фестиваль интересен тем, что фильмы, показанные всего пару месяцев назад на Каннском фестивале, громкие премьеры — их, слава богу, закупают и показывают у нас. Тот же победитель Каннского фестиваля этого года «Магазинные воришки» японского режиссера Хирокадзу Корээды, или фильм китайского режиссера Цзя Чжанкэ «Пепел — самый чистый белый», или фильм Спайка Ли «Черный клановец». Это круто, что такие фильмы доходят до нас, есть возможность посмотреть их на большом экране с субтитрами. Я лично все эти семь дней хожу в кино, у меня большая насмотренность, для меня фестиваль — это праздник. Но, судя по тому, что я немного наблюдаю своих коллег на сеансах, я делаю вывод, что нашим владивостокским кинематографистам это не очень интересно. В рамках фестиваля проводятся мастер-классы, которые, как правило, превращаются в творческие встречи. За полтора часа мало что можно рассказать, хотя иногда какие-то вещи говорят полезные.

Жаль, что не всегда внимание уделяют даже тем ребятам, кто все-таки попал в программу «Сделано во Владивостоке». Мы как-то на обочине все равно. О том, что мы пройдем по ковровой дорожке, нам либо не говорят, либо, если мы настаиваем, говорят в последний момент. Если бы не настаивали — никто бы не пригласил. Мне с точки зрения стратегии этот фестиваль не очень интересен, я больше мечу на международные авторитетные фестивали типа «Артдокфеста». Там и люди более авторитетные для меня — та же Марина Разбежкина, тот же Виталий Манский, как бы к нему кто ни относился. В том году приезжал Джон Алперт — известный американский документалист. На «Артдокфест» ходят известные кинематографисты — Андрей Звягинцев, Александр Роднянский, Василий Сигарев. Если мой фильм попадает в конкурс, как в этом году, то цель достигнута. Для меня это прежде всего общение с людьми.

О планах: «Снимать игровое кино»

— Сейчас планы — прокатиться по кинофестивалям, пообщаться со зрителями, познакомиться с кинематографистами — продюсерами, людьми, принимающими решения. Мне интересно развиваться в сторону художественных фильмов, стать режиссером игрового кино. Но в любом случае я буду продолжать делать документальные фильмы, документалистика мне дико интересна.

Летом я был в Пхеньяне. Публикую какие-то отрывки в своем Инстаграме — peterstarostin_com, но это просто зарисовки. Чтобы сделать документальный фильм, нужна история, нужно ехать еще раз в Пхеньян и искать там героев. Думаю, что такого доступа мне не дадут. Поэтому есть просто материал, потихоньку он будет загружаться в сеть. Следите за нашими аккаунтами в соцсетях и Youtube-каналом «Грустный дятел».

В пятницу, 12 октября, в 19.00 в Центре содействия развитию молодёжи Приморского края (Владивосток, ул. Посьетская, 14) состоится специальный показ фильма Петра Старостина «Осколки звёзд сорвутся с неба и исчезнут».

№ 462 / Василий МАКАРОВ / 11 октября 2018
 
По теме
​Ад семейный, ад кромешный - Новая газета во Владивостоке Одним из главных событий прошедшего фестиваля стал документальный фильм местного режиссера На фестивале «Меридианы Тихого» под рубрикой «Сделано во Владивостоке» показали полнометражный документальный фильм Петра Стар
04.10.2018
 
Уссурийским родителям окажут бесплатную юридическую консультацию по вопросам прав детей - Ussur.Net 20 ноября 2018 года (вторник) Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России» проводит Всероссийский единый день оказания бесплатной юридической помощи, приуроченный к Всемирному Дню ребенка.
14.11.2018
 
 
С любовью к Приморью - Дальрыбвтуз В студенческом клубе «Паллада» 17 ноября в 16:00 состоится торжественное открытие выставки картин владивостокских художников-любителей при участии представителей администрации города и края.
14.11.2018
JPG Файл - УМВД по Приморскому краю За прошедшие сутки на территории Приморского края зарегистрировано 60 дорожно-транспортных происшествий: 53 с материальным ущербом, 7 - с пострадавшими.
14.11.2018 УМВД по Приморскому краю
Член банды цапков утверждает, что в колонии у него не было и нет привилегий [видео] Мирослава ЧЕРНАЯ Как и прежде, Вячеслав Цеповяз продолжает настаивать - на фото из колонии с крабами изображен человек ,
13.11.2018 КП Владивосток
Инспекторам ГИБДД на постах ДПС скучать не приходится. То обнаружат в машине спрятанные дериваты краснокнижных животных, то остановят фуру со скотом без документов.
12.11.2018 Уссурийская газета Коммунар
Все фото (10) 4 ноября Приморский край, по традиции одним из первых в нашей огромной стране, открыл празднование Дня народного единства.
09.11.2018 Прогресс Приморья
Во Владивостоке пройдет турнир по самбо среди девушек - ИА SportPrimorye.Ru В пятницу, 16 ноября, в Краевом доме физкультуры (Партизанский проспект, 2) пройдет спортивно-массовое мероприятие «Спортивная осень» по общей физической подготовке с элементами самбо среди девочек – учащихся начальных к
14.11.2018 ИА SportPrimorye.Ru
В Уссурийске по соседству с ледовой ареной на ул. Краснознаменной началось строительство крытого тренировочного катка.
12.11.2018 Уссурийская газета Коммунар
Сыры подмосковного фермера Олега Сирота в ожесточенной борьбе взяли две престижных награды на XIV сырной Олимпиаде в Австрии, заткнув за пояс многих потомственных сыроваров Европы [фото, видео] Олег СИРОТА О том,
12.11.2018 КП Владивосток
В спортивном комплексе «Локомотив» состоялись открытые соревнования по чир спорту и чирлидингу в УГО «Новые горизонты-2018», организованные при поддержке администрации Уссурийского городского округа.
10.11.2018 Уссурийская газета Коммунар
фото KONKURENT | Кожемяко обещал создать условия для развития АЗС - Деловой еженедельник Конкурент Врио губернатора провел встречу с трудовым коллективом «ННК-Приморнефтепродукт» фото KONKURENT Администрация Приморья заинтересована в поддержке создания современных автозаправочных станций в регионе.
12.11.2018 Деловой еженедельник Конкурент
Специалисты «Сахалинской межобластной ветеринарной лаборатории» Управления Россельхознадзора в рамках производственного контроля провели исследование проб от крупной экспортной партии ежа живого морского.
14.11.2018 Россельхознадзор